Будет ли программа «золотых паспортов» Кипра закрыта навсегда

[ad_1]

Фото Alain Pitton / NurPhoto via Getty Images
Фото Alain Pitton / NurPhoto via Getty Images

Кипр объявил о том, что закрывает программу получения гражданства за инвестиции c 1 ноября. Почему не стоит думать, что о новом «золотом» паспорте Кипра можно забыть навсегда, рассуждает старший советник Hill Consulting Сергей Нестеренко

Кипр, небольшой солнечный остров на перекрестке торговых путей и глобальных политических интересов, который месяц не сходит с газетных полос. Сперва пересматривается налоговое соглашение с главным для российского бизнеса инвестиционным центром. Затем телеканал Al Jazeera сначала публикует список «сомнительных» лиц, получивших кипрское гражданство, а потом и видеозаписи переговоров «потенциальных инвесторов» с агентами и девелоперами на острове, якобы готовыми на все, чтобы заполучить клиента. Если верить данным расследования, киприоты, включая высокопоставленных чиновников, были готовы закрыть глаза на криминальное прошлое кандидата на гражданство и дать ему другое имя (частая и вполне легальная практика, кстати, при смене страны).

Не берусь судить о легальной и даже этической стороне, однако реакция официального Кипра была практически молниеносной. Утром 13 октября кабинет министров Кипра на чрезвычайном заседании принял решение приостановить программу выдачи «золотых паспортов» в ее нынешнем виде с 1 ноября 2020 года. Причина — недостатки программы и злоупотребления, связанные с ней. Несколько часов спустя ушел в отставку со своего поста члена парламента Христос Циованнис (Christos Tziovannis), один из фигурантов расследования Al Jazeera, а две политические партии Кипра призвали и председателя парламента Деметриса Силлориса покинуть свой пост, так как, по их мнению, его действия нарушают доверие к одному из высших институтов государства — парламенту.

Необычная для острова скорость реакции на публикацию расследования Al Jazeera говорит, скорее всего, о том, что кипрские власти решили сыграть на опережение, не дожидаться новых претензий со стороны ЕС и показать готовность исправить все своими силами. Это, а также формулировка о «приостановке» программы, вселяет надежду на то, что она будет продолжена, хотя и c некоторыми изменениями. 

Прощание с «золотым паспортом»: главные вопросы о закрытии программы получения кипрского гражданства

На самом деле время перемен давно пришло. Будем откровенны, недавние ужесточения программы свелись в основном к запрету оплаты инвестиций наличными (теперь — только банковским переводом) и необходимости предъявлять справку о несудимости. Маловато в современных условиях прозрачности во всех сферах международного бизнеса и борьбы с отмыванием денег. Кроме того, экономика Кипра, в отличие от Мальты или Черногории, действительно очень сильно зависит от инвестиционной программы. Помимо огромного числа юристов и консультантов, которые и так потеряли большую часть бизнеса из-за проблем с русскими счетами в банках, это еще и определяющая часть кипрского рынка недвижимости. Так что продажа паспортов — это не только доходы бюджета (они пока не так значительны в общем масштабе), но и серьезные заработки весьма влиятельных кипрских бизнесменов, политиков и даже церкви. Ну и конечно рабочие места для тысяч обычных киприотов.

Думаю, программу, конечно, ужесточат, но в целом сохранят, как это произошло на Мальте. Это одна из трех стран, фактически торгующих гражданством ЕС, которая сейчас перезапускает свою программу «золотых паспортов». Кроме того, что она становится дороже, предполагается, что обращаться за получением гражданства можно будет только спустя год после получения ВНЖ (раньше можно было не ждать и сразу подавать заявку на паспорт после получения вида на жительство). Ужесточается и проверка кандидатов на получение мальтийских паспортов. 

Возможно, Кипр также пойдет на увеличение взносов в государственные фонды и повысит требования к соискателям. Не исключено, что может увеличиться также и срок формальной «натурализации» — времени пребывания в статусе резидента. Очевидно, что давно назрела необходимость отделить девелоперов от прямого участия в привлечении и оформлении заявок на гражданство. Здесь явно прослеживается конфликт интересов. Возможно, в обозримом будущем мы увидим новую программу предоставления кипрского гражданства за инвестиции. Как бы то ни было, остановка действующей программы не затронет имеющиеся на сегодня около 700 заявок на получение гражданства, и, скорее всего, новые претенденты могут еще подать заявки до конца месяца на старых условиях. 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции